Зафар Гулиев: Клерикализация политики в Азербайджане

Страсти вокруг хиджабаМанифестация протеста тысяч верующих 10 декабря против запрета на ношение школьницами хиджаба и жесткое подавление акции силами правопорядка заметно всколыхнули застойн

Страсти вокруг хиджаба

Манифестация протеста тысяч верующих 10 декабря против запрета на ношение школьницами хиджаба и жесткое подавление акции силами правопорядка заметно всколыхнули застойную тишь общественной жизни в Азербайджане. В последние несколько лет в стране действует негласный запрет на несанкционированные митинги и манифестации. Любые попытки проведения акций протеста в зародыше пресекались силами правопорядка и общественность страны фактически уже отвыкла от шумных митинговых страстей в черте города. В этом контексте протестная акция верующих перед зданием Министерства образования стала, по сути, самой многочисленной и серьезной за последние годы. Тысячная колонна манифестантов, перекрыв движение транспорта, совершила шествие до здания Минобразования. и по пути скандировала «Свободу хиджабу!», «Хиджаб — наша честь». Акция словно застала врасплох властные структуры, которые, опомнившись, бросили затем на её разгон внушительные отряды полиции особого назначения. В результате жестких мер полиции акция была разогнана, а десятки манифестантов задержаны и в отношении некоторых из них возбуждены судебные дела.

Поводом для акции протеста верующих стал запрет на посещение школ ученицами с покрытой головой. В течение последних недель вокруг этого вопроса разгораются нешуточные страсти. Публичное заявление министра образования Мисира Марданова в поддержку запрета на ношение школьницами хиджаба оказало детонирующее воздействие на чувства верующих и побудило их к акции протеста. Вместе с тем, оперативность проведения акции и ее весьма организованный характер позволяют предположить, что ситуацией перманентного роста социального недовольства в стране (и не только среди верующих) готовы и могут умело воспользоваться радикальные силы религиозного толка. По мнению многих экспертов, наблюдаемое в последнее время падение кредита доверия к действующей власти и к демократической оппозиции открывает возможности для канализации протестной энергии в религиозное русло.

После внушительной акции протеста исламистов в центре Баку, проблема хиджаба приобрела еще более интригующее продолжение и острый резонанс в обществе. Представители исламских кругов страны, как следовало ожидать, активно выступили в защиту прав верующих. Так, по информации пресс-службы Управления мусульман Кавказа, шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде сказал, что «вопрос о ношении хиджаба не является предметом обсуждения. Ношение хиджаба является повелением Аллаха, и оно должно исполняться. Может обсуждаться лишь вопрос о приведении хиджаба в соответствие со школьной формой». По заявлению председателя Исламской Партии Азербайджана (ИПА) гаджи Мовсум Самедова «закрытие и разрушение мечетей, запрет на ношение хиджаба, продажу книг исламских ученых и т.п. является одним из элементов исламофобии». В целом, многие представители общественности, даже среди тех, кто не ставит под сомнение и всецело поддерживает светскую модель развития страны, высказались против практики запретных ме
2e14
р (в частности, запретов на ношение хиджаба студентками и школьницами), нарушающих права верующих. Председатель движения азербайджанской интеллигенции Эльданиз Гулиев заявил, что некоторые силы в стране пытаются создать атмосферу страха перед исламом. «В людях намеренно сеют семена ненависти к верующим, к исламу. В Азербайджане кто-то проводит тонкую политику, разыгрывая исламскую карту», — отметил Э.Гулиев.

Показательно, что официальные круги также говорят о попытках разыграть исламскую карту определенных сил внутри и за пределами страны. Касаясь акции протеста верующих, министр образования Мисир Марданов однозначно указал, что «это было организовано определенными группами внутри и вне страны. Я имею информацию об этом, а одна ученица пожаловалась, что ее заставляют носить хиджаб. Это недопустимо». Примерно в том же ключе высказалась и вице-спикер Милли Меджлиса Бахар Мурадова : «Я не исключаю, что некие скрытые силы пытаются постоянно манипулировать данной темой и постоянно держать ее на повестке дня».

Последующее развитие событий вроде бы подтверждает обоснованность подобной версии. 15 декабря массовое шествие верующих в поддержку хиджаба состоялось на юге Азербайджана — в центре города Масаллы. От ста до трехсот молодых людей совершили двухкилометровый марш с религиозными знаменами и плакатами, призывающими поддержать хиджаб и исламские ценности в целом. Шествие завершилось у центральной мечети «Джума» и было приурочено к траурному дню Ашура, который будет отмечаться 16 декабря (годовщина убийства в 680 году Хусейна, внука пророка Мухаммеда). На этот раз полиция лишь сопровождала шествие, не вмешиваясь в ход событий.

Нарастание опасного подспудного напряжения накануне траурного дня Ашура побудило глав более 10-ти религиозных организаций в тот же день принять специальное обращение к верующим с просьбой не проводить акции 16 декабря. Протесты против запрета на ношение хиджаба в дни траура могут быть использованы для провокаций против верующих, говорится в обращении. Религиозные деятели призывают верующих вести защиту хиджаба более системно. При этом делается ссылка на то, что шейх Аллахшукюр Пашазаде обещал обратиться к руководству страны и информировать о серьезности ситуации в этой области. Что будет в траурный день Ашура, никто пока не ведает.

Усиление исламского фактора

Вплоть до последнего времени ислам находился в Азербайджане на периферии политической жизни, и за десятилетие независимого развития в стране не сложилось исламской оппозиции, как это имело место в ряде постсоветских государств, а также в мусульманских регионах Российской Федерации. Но, судя по всему, начинает постепенно сбываться то, что прогнозировали еще несколько лет назад некоторые отечественные и зарубежные эксперты: девальвация авторитета власти, оппозиции и Запада, на фоне роста социального недовольства, усилит происламские настроения в обществе и создаст почву для реальной активизации различных радикальных религиозных группировок в стране. Симптомы этого уже начинают проявляться. Можно вспомнить организованные властными структурами похороны национального героя Мубариза Ибрагимова 7 ноября. Запланированное торжественное военно-патриотическое мероприятие вскоре вышло из-под контроля организаторов и вылилось в экзальтированную чисто религиозную акцию.

К слову сказать, опубликованный в сентябре этого года доклад Международной кризисной группы (International Crisis Group) имел симптоматичное название «Азербайджан — уязвимая стабильность». В докладе был дан подробный анализ ситуации в Азербайджане и, в частности, говорилось: «Президентство Ильхама Алиева отмечено стабилизацией политической жизни страны… Однако стабильность сопровождается консолидацией авторитарного правления, подавлением свобод и доминированием правящей элиты во всех сферах жизни. В стране слабая оппозиция и мало независимых СМИ. Международное сообщество не имеет рычагов давления на власти, чтобы добиться либерализации режима. Власти подавляют любые акции протеста, существует самоцензура. Все это толкает оппозицию в подполье и в радикальные религиозные группы». «Несправедливое распределение богатств и общественное разочарование увеличат рост радикализма и нестабильности» — предупреждали аналитики ICG.

Об усилении религиозной компоненты в общественном сознании и, в частности, в ценностных ориентациях молодежи, свидетельствуют и результаты опроса, обнародованного в октябре этого года Центром политических и экономических исследований. Как сообщил руководитель Центра Хикмет Гаджизаде , опрос проводился среди тысячи представителей молодежи 18-30 лет в Баку, Шеки, Ленкорани, Хачмазе, Гяндже. Итоги опроса оказались весьма любопытными: 95% респондентов заявили о том, что верят в бога, а 48% согласны с тем, чтобы общество управлялось законами шариата.

Безусловно, рост социальной поляризации, низкий уровень жизни, безработица, нерешенность карабахской проблемы, разочарование в политиках и в политике — вот те факторы, которые вынуждают многих обращаться за поиском выхода к религии и религиозным ценностям. Все это составляет почву для интереса к «исламской альтернативе» — идее преодоления кризиса и решения многих проблем через восстановление исламских норм общественного устройства. Согласно исследованию, проведенному азербайджанским политологом Арифом Юнусовым , настоящую причину стремительного роста популярности ислама в стране нужно искать во всеобщей нищете и недостатке демократических реформ.

Накануне последних парламентских выборов, прошедших 7 ноября этого года, известный теолог и правозащитник Ильгар Ибрагимоглы провидчески предупреждал: «Если правительство подтасует и эти выборы, люди потеряют веру в то, что демократический процесс может принести изменения. И тогда они станут искать альтернативу. Скорее всего, ею станет ислам». По итогам выборов, впервые был избран почти однопартийный парламент, в котором представительство демократической оппозиции сведено к нулю. Оценивая итоги выборов, политолог Ильгар Мамедов с горечью заявил, что «вытеснение либеральной оппозиции приведет к появлению на политической арене клерикалов».

Стоит отметить, что в усиление исламского фактора, сами того не подозревая, внесли существенную лепту властные структуры страны. Так, к примеру, осуществленные только за последний год кампания по закрытию или сносу целого ряда мечетей, попытки запрета озвучивания азана через усилители, введение религиозной цензуры, поправки в законы, запрещающие деятельность религиозных общин не имеющих госрегистрацию, а также недопущение лиц в хиджабе в учебные заведения — всё это только наращивает общее недовольство в обществе и содействует лишь росту авторитета ислама и различных религиозных сил. Своими чрезмерно жесткими и зачастую неоправданными антирелигиозными действиями властные структуры только усугубляют ситуацию и усиливают социальный спрос на активизацию подобных сил. Вместе с тем, очевидно, что массовое нарушение свободы совести и прав верующих на руку только экстремистски настроенным радикальным группировкам, выступающим от имени исламской религии. Как справедливо заметил правозащитник Ильгар Ибрагимоглы: «Нарушение законных прав верующих способствует уходу религиозной жизни в подполье, где контролировать его развитие и всплески будет крайне трудно». Кто знает, может именно это станет в скором времени основной «головной болью» для самой власти и для страны в целом?!..