В Кабардино-Балкарии продолжается диалог по земельному вопросу

Проект закона Кабардино-Балкарии о статусе земель отгонного животноводства, принятый во втором чтении Парламентом республики 1 октября, будет направлен в Согласительную комиссию по земельным

Проект закона Кабардино-Балкарии о статусе земель отгонного животноводства, принятый во втором чтении Парламентом республики 1 октября, будет направлен в Согласительную комиссию по земельным вопросам, и только после этого будет предложен Парламенту для утверждения в третьем чтении. Об этом ИА REGNUM сообщил председатель комитета по вопросам местного самоуправления и социально-экономического развития территорий Парламента Кабардино-Балкарии Хазратали Бердов .

«Принятый во втором чтении законопроект об отгонных пастбищах предполагает, что данные территории останутся в собственности государства, то есть в республиканской собственности, с тем, чтобы их потом можно было использовать более эффективно с учетом запросов поселений, фермерских хозяйств, сельхозпредприятий. Но вопрос готовится к третьему чтению и должен пройти обсуждение в Согласительной комиссии: общественные движения предлагают свои поправки к законопроекту. Поэтому еще нельзя сказать наверняка, в каком варианте Согласительная комиссия будет рекомендовать данный законопроект к третьему чтению и принятию,» — заявил Бердов.

Напомним, что Согласительная комиссия по законодательным инициативам по реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» была создана Парламентом КБР по предложению главы республики Арсена Канокова в июне 2009 г. В нее вошли на паритетных началах депутаты Парламента, представители исполнительной власти и руководители большинства национальных общественных организаций и движений. Одной из основных тем дискуссий в комиссии стала судьба горных пастбищ, хорошо пригодных для отгонного животноводства.

По мнению Бердова, важно, что законопроект содержит компромиссное решение проблемы горных пастбищ. Он отметил, что варианты, предлагаемые национальными организациями «трудновыполнимы, потому что противоречат друг другу». По одному из вариантов, как отметил Бердов, все пастбища закрепляются за горными селами, а это значит, что «громадные территории отойдут нескольким поселениям». А закрепление пастбищ за всеми поселениями, включая равнинные, приведет, как полагает депутат, к неэффективному их использованию, поскольку «на пастбища уже не поднимается с равнины столько скота, сколько раньше».

«Поэтому был избран компромиссный вариант, — продолжил Бердов. — Он, кстати, наиболее близок тому, что действовал до 131-го закона, когда пастбищами пользовалась вся республика и земли эти перераспределялись в зависимости от потребности. Это был не самый худший вариант. В том случае, если данный вариант будет принят, правительство своим указом поручит какому-либо ведомству заниматься вопросами данных территорий. Это может быть Минсельхоз, Мингосимущество. Помимо вопросов выделения этих земель, необходимо будет организовать их сохранность. Раньше этим занимались специальные ГУПы, поскольку на пастбищах была инфраструктура».

«Главы администраций сельских поселений выразили желание, в случае,
1317
если будет принят данный вариант закона, желание сохранить в государственной собственности еще и участки пашни на равнине, которые в советское время были закреплены за поселениями помимо территорий отгонного животноводства. То есть, чтобы участками на этих землях на равнине в первостепенном порядке наделялись бы жители поселений, за которыми эти участки пашни закреплены. Ими могли бы пользоваться фермеры этих поселений на условиях аренды. Я с этим согласен, потому что, отдав участки пашни на равнине близлежащим поселениям, мы обделим горные села,» — добавил Бердов.